Краткая информация
Согласно переписи населения 2010 г., в Северной Осетии проживает 459 688 осетин, общие количество населения – 712 980 человек. В Южной Осетии, по данным 2012 г. проживало 46 тыс. осетин, что составляет 90% населения. Значительное количество осетин проживает также в Кабардино-Балкарии, Ставропольском и Краснодарском крае, а также в различных городах РФ и СНГ. Всего в РФ насчитывается 528 515 осетин. Владение осетинским языком в 2010 г. указало 451 431 чел., а в качестве родного осетинский язык выбрали 92,6% осетин.
Кроме РФ, осетины также проживают в Турции, Грузии, Сирии и в Западной Европе.
Основные диалекты осетинского языка – иронский и дигорский – демонстрируют довольно серьезные различия не только в фонетике и в лексике, но и в морфологии. На иронском диалекте говорят приблизительно три четверти носителей, и он лежит в основе литературного языке. Дигорский диалект имеет собственную литературную норму.
Некоторые ученые, наравне с иронским и дигорским, особо выделяют кударо-джавский диалект. По основным фонетическим, морфологическим и лексическим признаком данный идиом похож на иронский, поэтому большинство исследователей относят его к иронскому диалекту.
Общепринятая диалектная классификация осетинского языка выглядит следующим образом:
- иронский диалект:
- алагирский цокающий говор
- двальский чокающий говор
- двальский сокающий говор
- куртатинский сокающий говор
- двальский шокающий говор
- ксанский цокающий говор
- рокский цокающий говор
Первые четыре говора распространены в РСО-Алания, последние три – на территории Южной Осетии.
- дигорский диалект
- уаллагкомский говор (смешанный иронско-дигорский говор)
Слово «осетины» происходит от названия «Осетия», которое образовано от грузинского названия алан и осетин — «оси», «овси» (груз. ოსები) и грузинского топоформанта «-ети». Из русского этноним «осетины» попал в другие языки мира. До недавнего времени у осетин не было общего самоназвания. В составе осетин выделялись четыре группы, дигорцы, иронцы, туальцы и кударцы.
Самоназвание дигорцев, согласно В.И. Абаеву, происходит от старого кавказского названия племени. Название иронцев возводят к древнеиранскому arya «благородный» (другая гипотеза: древнеиранское uira «человек, мужчина»). Относительно этнонима «туал», «твал», «туалæттæ» среди специалистов нет единого мнения; предлагались гипотезы о грузинском, местным кавказском, индоевропейском происхождении. Разногласия также вызывает самоназвание кударцев; очевиден лишь тот факт, что данный термин совпадает с названием Кударского ущелья в Южной Осетии.
По религиозной принадлежности иронцы исповедуют православие, дигорцы – ислам; при этом и у тех, и у других бытует синкретичная форма, включающая черты традиционной религии осетин. Эта народная религия восходит в древнеиранской традиции и отличается монотеизмом.
Генеалогия
Осетинский язык принадлежит к иранской ветви индоиранских языков, входящих в индоевропейскую языковую семью. Ближайшие родственники осетинского языка – персидский, таджикский, дари, пушту, курдский, ягнобский и древние языки – авестийский, древнеперсидский, мидийский, парфянский, а также скифский, аланский и согдийский. Несмотря на генетическое родство, осетинский демонстрирует серьезное отличие от родственных языков, в силу отсутствия контактов с ними на протяжении более 10 веков и постоянных контактов с языками Кавказа – абхазо-адыгскими, картвельскими и нахско-дагестанскими, а начиная с конца XVIII – начала XIV в., с русским языком.
Распространение
Осетины составляют основное население Республики Северная Осетия – Алания и Южной Осетии. Кроме того, значительное количество осетин проживает в Кабардино-Балкарии, Ставропольском и Краснодарском крае, а также в различных городах РФ и СНГ. За пределами РФ осетинские диаспоры имеются в Турции, Грузии и в некоторых странах Западной Европы.
Название населенного пункта |
Численность населения |
Численность этнической группы |
Год и источник данных |
||
Республика Северная Осетия – Алания |
706 423 |
459 688 |
перепись 2010 г. |
||
Южная Осетия |
|
46 тыс. |
|
||
Грузия |
|
37 тыс. |
перепись 2002 г. |
||
Турция |
83 млн |
30-46 тыс. |
|
||
Армения |
|
12 тыс. |
|
||
Москва |
10 835 092 |
11,3 тыс. |
перепись 2010 г. |
||
Кабардино-Балкария |
857 670 |
9 129 |
перепись 2010 г. |
||
Ставропольский край |
2 759 426 |
8 тыс. |
перепись 2010 г. |
||
Краснодарский край |
5 124 990 |
4,5 тыс. |
перепись 2010 г. |
||
Московская область |
6 675 443 |
3,4 тыс. |
перепись 2010 г. |
||
Карачаево-Черкесия |
474 360 |
3 142 |
перепись 2010 г. |
||
Санкт-Петербург |
4 226 739 |
3,2 тыс. |
перепись 2010 г. |
||
Ростовская область |
4 201 241 |
2,6 тыс. |
перепись 2010 г. |
Осетинские диаспоры есть во Франции, в Канаде, США. В Венгрии проживает народ ясов, который происходит от осетин, однако полностью перешёл на венгерский язык.
Функционирование языка
- Юридический
статус - Письменность
- Литературная
норма - Сферы
функционирования
Осетинский язык является государственным языком Республики Северная Осетия Алания (Конституция Республики 1994 г., ст. 15.1 и 15.2) и Южной Осетии (Конституция Южной Осетии 2001 г., ст. 4.1), наряду с русским. В РСО-Алания иронский и дигорский диалекты могут равноправно использоваться в качестве государственного языка.
Современный осетинский алфавит основан на кириллице и выглядит следующим образом:
Аа Ææ Бб Вв Гг Гъгъ Дд Дждж Дздз Ее Ёё Жж Зз Ии Йй Кк Къкъ Лл Мм Нн Оо Пп Пъпъ Рр Сс Тт Тътъ Уу Фф Хх Хъхъ Цц Цъцъ Чч Чъчъ Шш Щщ Ъъ Ыы Ьь Ээ Юю Яя
На рубеже XIX–XX вв. закладывалась письменная традиция осетинского языка, и оба диалекта, иронский и дигорский, имели свою литературную норму. В 1924 г. было принято решение о едином литературном языке, и иронский диалект был выбран в качестве основы, в силу того, что его использует более 75% осетин. В конце XX в. оба диалекта официально признаны равноправными (Конституция, ст. 15.2). В настоящее время оба литературных языка используются в образовании, литературе, СМИ, культурных учреждениях.
Семейно-бытовое общение
Образование
Образование
В РСО-Алания и Южной Осетии осетинский язык изучается всеми школьниками вне зависимости от национальности (данные 2016 г.). Кроме того, осетинский язык обязательно преподается в одной из школ Кабардино-Балкарии (с. Озрек).
На осетинском языке публикуется учебно-методическая литература.
СМИ
СМИ
Периодические издания на осетинском языке выходят более 100 лет. Однако в настоящий момент исключительно осетинских газет всего две - «Рæстдзинад» на иронском и «Дигорæ» на дигорском. Остальные газеты публикуют материалы и на русском, и на осетинском; диалект публикации зависит от конкретного региона. Существует также три осетинских литературных журнала, в РСО-Алания – иронский журнал «Мах дуг» ("наше время"), дигорский журнал «Ирæф» (гидроним); в Южной Осетии – журнал на иронском диалекте «Фидиуæг» ("вестник"). (Данные 2016 г.)
Радиовещание на осетинском языке составляет около 30% от общего времени в РСО-Алания и в Южной Осетии. Это передачи по истории Осетии и осетинской культуре; есть также новостные передачи. В основном, радиовещание ведется на иронском диалекте. (Данные 2016 г.)