Ассирийский

Краткая информация

Ассирийцы оказались на территории России в ходе трёх миграционных волн. Первая волна была после Туркманчайского договора в 1828 году, когда ассирийцы оказались разделены границей между Россией и Персией. Многие ассирийцы оказались под суверенитетом России и тысячи их родственников пересекли границу, чтобы присоединиться к ним. Вторая волна была в результате геноцида во время и после Первой мировой войны. Тогда в Советской России оказалось около 30 тыс. ассирийцев, часто без документов. Большинство их жило в лагерях беженцев на юге России до 1920-х годов, а затем расселялись оттуда в Петроград, Москву, Ростов и на Кубань. Третья волна пришла после Второй мировой войны, когда Москва безуспешно пыталась создать зависимое государство в Иранском Курдистане. Советские войска были выведены из Ирана в 1946 году и оставили ассирийцев, которые подверглись точно такому же геноциду, как и во время геноцида от турок 30 лет назад. Опять же, многие ассирийцы нашли убежище в Советском Союзе, на этот раз они в основном осели в городах. С 1937 по 1959 год численность ассирийцев в СССР выросла на 587,3 %. В СССР в 30-е годы ассирийцы подверглись гонениям из-за религии и преследованиям. В 1930 - 1950-е годы многие ассирийцы, особенно проживавшие в Грузии и Азербайджане, подверглись репрессиям и высылке из Закавказья и Крыма в Сибирь. 

Оседлый образ жизни, занятия – сельское хозяйство и ремёсла (в городах – часто обувной бизнес). Вероисповедание – традиционно Ассирийская церковь Востока, часто называемая несторианской, и Халдейская католическая церковь (в основном у ботэ), возникшая в результате унии членов Ассирийской церкви Востока с Ватиканом; в Росси у многих (вероятно, у большинства) – православие, которое большинство ассирийцев не отличает от учения Ассирийской церкви Востока.

Самоназвание: ܐܬܘܪܝܐ ܣܘܪܝܝܐ, ܣܘܪܝܬ ܣܘܪܝܝܐ

Генеалогия

Относится к северо-восточной группе новоарамейских языков западносемитской ветви семитской семьи афроазиатской макросемьи. Северо-восточные новоарамейские языки представляют диалектный континуум, возможно несколько языков. На основе урмийского диалекта основан современный литературный язык. 

Распространение

Единственный населённый пункт России, в котором большинство жителей является ассирийцами, является село Урмия в Курганинском районе Краснодарского края, где представлен в основном урмийский диалект, но также имеются и другие диалекты. Дисперсно расселены в Москве, Санкт-Петербурге, Ростовской области, Краснодарском и Ставропольском краях. В городах Новопавловск, Крымск, Краснодар ассирийцы это в основном переселенцы из Закавказья, в том числе носители (северо)бохтанского языка, наиболее своеобразного из северо-восточных новоарамейских. 

Современный ареал компактного распространения различных новоарамейских диалектов на территории юга России.

Языковые контакты и многоязычие

В диаспоре, где находится сейчас большинство ассирийцев, многие перешли на языки нового окружающего населения. Во втором-третьем поколении многие аИсторически часто встречалось владение курдскими и армянскими диалектами той территории, где проживали носители ассирийского, а также владение государственными языками страны проживания: в Османской империи - турецкий и иногда арабский, в Персии – персидский. Сейчас в России распространено повсеместное владение русским, но часто встречается и владение унаследованными от предыдущих мест обитания языками (часто армянский, реже – грузинский и азербайджанский).

Функционирование языка

Не имеет никакого юридического статуса. 

Письменность справа налево, основана на восточносирийском варианте сирийского алфавита. Сирийское письмо – консонантное алфавитное письмо, появившееся в I в. н.э. и развившееся из арамейского. Современный алфавит состоит из 22 букв. Исторически письменным языком ассирийцев был классический сирийский язык, ставший мёртвым в раннем Средневековье. Примерно с XVI в. появляются примеры использования сирийского письма для новоарамейских языков, с XIX века письменность на них развивается активно. В 30-ые годы ХХ века в СССР для литературного ассирийского была разработана и некоторое время использовалась письменность на основе латиницы. В настоящее время сирийским письмом среди российских ассирийцев владеют лишь единицы. Часто для записи новоарамейских диалектов употребляется кириллица, используемая без какого-либо единого стандарта. Известны примеры издания текстов на литературном ассирийском в кириллической записи.
 

На урмийском диалекте основан и начал развиваться с середины XIX века литературный язык, часто называемый просто ассирийским языком. Именно он преподаётся во всех местах, где преподают ассирийский язык, а также используется в литературе и прессе. Носители обычно общаются на своих диалектах. 

Динамика развития языковой ситуации

В местах своего исконного проживания почти все ассирийцы были двух-, трёх-, а иногда и четырёхъязычны, владея, помимо своего родного языка, языками окружения — арабским, курдским, персидским и/или турецким. В диаспоре, где находится сейчас большинство ассирийцев, многие перешли на языки нового окружающего населения. Во втором-третьем поколении многие ассирийцы уже не знают своего этнического языка, в результате чего многие новоарамейские языки находятся под угрозой исчезновения. 

По данным переписи населения 2002 года в России было 13 649 ассирийцев. 7762 из них (56,9 %) указали ассирийский язык как родной.

Структура языка

Фонетика

Подробнее

Синтаксис

Подробнее

Лексика

Подробнее

Специалисты

Научные центры

 

Основные публикации

Ресурсы

Корпуса и коллекции текстов

Другие электронные ресурсы